Рецензия на фильм Запретная зона
24 мая в России состоялась премьера нового фильма от создателей «Паранормального явления» — Запретная зона (Chernobyl Diaries). Наш редактор посетил кинотеатр, и сегодня мы рады представить его мнение касательно данной картины.
В последнее время наблюдается интересная тенденция. Фильмы о Чернобыле, а точнее их частый выход. Все помнят художественный фильм «В Субботу», готовящийся к выходу «Земля забвения» и «Left.Behind». И «Запретная Зона». Честно говоря, от создателей «Паранормального явления» я ожидал большего, нежели полного штампов, «шаблонного» фильма о «Зоне». Нет, тут вы не увидите сталкеров, «Долг» и контролеров. В наличии один пистолет, сломанный автомат и зомби. Ах да, картонный мальчик, которого все уже видели в трейлере или в комиксе с Афоней. Но о всем по порядку.
С самого начала фильм «радует» штампами о нашей нации. Грубая официантка, не желающая кормить туристов с Запада. Гопники, пристающие к девушкам на улице. Бывший спецназовец, катающийся на камуфлированной «буханке» и возящий в ее бардачке удочку и пистолет. Страшные, накаченные охранники КПП, оглядывающие, словно медведь мясо, туристов. Кстати о медведях, он будет. Остается открытым только один вопрос о штампах. Где водка и балалайки? Для полного комплекта их очень не хватает!
Первый ляп, касающийся именно Зоны, начинается сразу, как только ребята в нее едут. Мы все думали, что пусть в ЧЗО — это получение разрешения, проезд чрез КПП «Дитятки» и поездка по шоссе в город Чернобыль, мимо поселка Черевач, чрез речку, по мосту. Но в фильме Зона начинается с огромной стелы «Припять» и КПП неподалеку, охраняемое двумя злобными солдатами. Они, солдаты, не желают пускать в Зону никого, сославшись на «диагностику». Нормальных людей это должно насторожить, но не наших героев. Они идут в обход, как в той песенке, и все-таки пробираются в ЧЗО, окольными путями, забывая о том, что это место — необычное и опасное.
В городе наши герои, три девочки и три мальчика, ведут себя как школьники, оставшиеся дома. Один сразу пытается слямзить вещички, брошенные людьми, вот оно, раздолье для мародера. Съемки коллективных романтических фотографий на фоне ЧАЭС, глупые шутки, ПРЕВЕД МЕДВЕД и обгрызенные провода…. Город Припять — гостеприимное местечко, лучшее для семейного отдыха. Казалось бы, первый намек на то, что пора делать ноги уже сейчас, засветло. Но наши герои пытаются починить машину и задерживаются в городе на ночь. А ночь — это первые невосполнимые потери в личном составе. Нет, не от боев с противниками, а от собственной глупости. И ладно один труп, нет, есть еще «полутруп», который наши герои получают в довесок к мертвому спецназовцу. И этот молодой человек тянет всю группу в могилу, на дно. Если на месте героев оказался бы любой мало-мальски думающий человек, он бы первым делом в случае опасности заперся в машине до утра, и уже с наступлением оного рванул на всех парах к КПП. Но толи наши герои забыли дорогу, толи просто не запоминали, а может быть — захотели приключений. И нашли. Открыли веселуху — «горячее пятно», затем кладбище, собак и злобных рыбок. Каждый шаг героев сопровождается наигранными криками, стонами, поцелуями. И от этого фильм не становится страшнее.
Возможно, истерикой и поцелуями в лоб авторы фильма хотели придать своей картине чувств, трагедии и драмы, но потерпели фиаско. Герои впадают в наигранные истерики, любят время от времени делать глупые поступки, наставлять оружие друг-на-друга и глупо, неестественно умирать от рук злобных врагов. Кстати о них, помните вырезанных зомби из «Теней Чернобыля»? Возьмите такого зомби, оденьте в халат, больше напоминающий больничную, тюремную, робу и хорошенько наполируйте ему череп, до гладкого, «резинового» вида. Честное слово, мне казалось, что все зомби натянули на головы резиновые шапочки для бассейна. Те самые, в которые убирают волосы пловцы. Или противогазы у них на голове, но без «лица», переда, с хоботом, фильтрами и стеклами. Очень дешево смотрится, особенно учитывая, что их никогда не показывают крупным планом. Только однажды, когда оставшиеся в живых герои оказываются в четвертом реакторе АЭС. Как они там оказались — тайна покрытая мраком, учитывая, что пробежали они совсем немного. И даже в самом реакторе они не поняли, что это — реактор. Настойчивый «крик» дозиметра, зашкаливающий уровень радиации и общее недомогание не объяснило ребятам, что они уже одной ногой в могиле. Им осталось сделать один шаг. Парню помогли быстро, а для девушки оставили иллюзию спасения…
Отдельно стоит упомянуть звук в фильме. Это, наверное, единственное, что удалось режиссеру и съемочной команде. Нет, я говорю не о криках актеров, дубляже. Природа сыграла в фильме свою роль, а песня Marilyn Manson — No Reflection, выполненная в качестве финальной темы порадовала. Наверное, это был единственный момент в фильме, когда я был приятно удивлен.
Фильм-штамп. Какие цели преследовали режиссеры, я не понял, как не пытался. Привлечь туристов в ЧЗО? Нет, это никак не вяжется с зомби, спецназом и медведями. Быстро нажиться — это им удалось. Но доверие зрителя они потеряли, и новой частью «Паранормального явления» его уже не завоевать.