Реальная Зона IV. Сталкеры. Первая ходка.
Первая ходка и первые впечатления. Каково оказаться вдали от цивилизации, хотя до нее, казалось, рукой подать? Ночные страхи, навеянные неизвестными доселе звуками, осторожные переходы по заранее выбранному, но от этого не ставшему менее опасным маршруту, снисходительно-покровительственные взгляды «Старшого»…
И вместе с тем — ощущение Победы от сознания того, что ты, наконец, сделал это — ты увидел Её, Зону!
Увидел и прикоснулся к ней, став ее частью.
Отныне и навсегда!
Рассказ ветерана (Дмитрий DiS)
У меня сохранился отчет о первом походе. Он очень тяжелый получился для меня. Именно таким образом получался первый опыт походов. Своими мозолями, потом, местами кровью, здоровьем, силами… Сейчас я уже со смехом смотрю на того себя — зеленого новичка. Как я всему удивлялся, как боялся, как не понимал и не знал многого. С тех пор утекло много воды… С тех пор я прошел более полторы тысячи километров по зоне в общей сложности. Я нарывался на волков и агрессивных лосей. Попадался в руки милиции. Встречался с мародерами. Ночевал в лесах и полях под луной и волчий вой. Исследовал ночные подвалы и строения Припяти. Бывал на разных могильниках (ПЗРО и ПВЛРО).
Тогда я еще много не знал. Я боялся пить воду из источников зоны, боялся много чего. Не знал, что будут ситуации, когда придется пить нефильтрат, прям из луж и рек. Да и не особо то и опасно это, если знать где и как. Не знал, что придется топить снег. Кипятить из него чай в заброшенных селах, которые находятся на тер-ии «западного следа», где средний фон по местности в милик. Мои ноги привыкли к длительной ходьбе. А на теле появились отметины из зоны, которые долго не заживают. Не знал, что придется замерзать зимой, что буду ходить в дожди и грозы…
И только мои родные «Хайксы» (армейские немецкие ботинки) напоминают о многом… Одна царапина — это преодолевал забор около здания СОФ в Припяти, другая борозда — это зацепился на бегу за поваленную колючку 10-ки, еще одна царапина — арматура, при побеге от правоохранительных органов около завода Юпитер… Новенький комок (камуфляж) теперь потерся, латки и зашитые дырки… И память… о каждом походе… Так много увидел, так много знаю… И сколько еще не видел и сколько еще не знаю… Зона вроде и не очень большая… Но это дома… у монитора компьютера, у карты… А там, в лесах и полях, в буреломах и болотах. Холодными сырыми ночами.. В туманах и в дожди… Каждый километр… это очень много…
Зона очень большая…
И я ее еще только на половину знаю.
Всего этого я еще не знал и не думал, что меня так зацепит Полесская земля. Тогда я ее увидел впервые в качестве самохода. В тексте не передать всех эмоций, ощущений, боли и радости, но в общих чертах, он передает атмосферу и события того похода. Первого похода. Тогда, я, зеленый новичок-самоход, увидел ее так.
В тексте много непонятных фраз и шуток. Я дал оригинальный текст, без исправлений. Тогда он писался на эмоциях после похода. Тяжело объяснить те фразочки, это надо углубиться в самоходскую жизнь. Узнать местный «фольклор»… Тот же Санитар, это нечто…. типа Черного сталкера)), Корогодский Медвед… «автобан», «хайвей», «градусник» и многое другое — это все составляющие сталкерского сленга, жаргона, местного фольклора.
Итак, собственно отчет.
Это был мой первый поход в ЧЗО. Первое знакомство с зоной в роли самохода. Я допустил много ошибок, как по незнанию, так и из-за халатного отношения к некоторым вещам. Получил свой горький опыт. Понял, что сходить в зону, это легко только в разговорах. На самом деле это не просто, не просто даже когда имеешь опыт и знания. А соваться туда наобум — это, по меньшей мере, глупость, которая может плохо кончится, как для здоровья и нервов, так и судом. Органы правопорядка работают на совесть. И тех, кто думают, что Зона — это безлюдное место (в плане охраны), хочу расстроить — даже ночью там можно попасть в руки милиции. Конечно, они не всемогущи, и везде и за всем уследить не могут, но не обольщайтесь на этот счет. Кроме милиции и иных охранных структур имеются и другие сложности и опасности.
Тяжелая физическая и психологическая нагрузка. Непросто находиться в зоне ночью. Это не ночёвка в палатке, с пивом и девушками, где-нибудь в пригородном лесу. Это территория с опасными дикими животными. Про волков, рысей и кабанов говорить не буду, сами понимаете, чем чревата встреча с агрессивными представителями этих видов. Даже, обычно добродушный лось (махина весом больше чем в пол тонны), в период гона, может смять человека и не заметить его. Насекомые тоже не такие как в городе, порядком крупнее и наглее… Леса, настоящие дремучие леса — буреломы и завалы. Болота, реки и каналы. В населенных пунктах дома ветхие и гнилые. Провалиться в какой-нибудь подвал, упасть в открытую канализационную яму или рухнуть с чердака, очень даже запросто, если быть невнимательным. Подвернуть или сломать ногу легко, а помощи ждать там не от кого. Элементарные познания в ориентировании и картографии должен знать каждый, ибо заблудиться там тоже не составит большого труда.
Перед походом стоит каждому задуматься, действительно ли ему это надо… Если надо, то достаточно ли знаний, опыта и информации о ЧЗО, чтобы совершить такое путешествие…
Часть 1
Для начала, надо было встретиться и познакомиться с моими спутниками на «сталкерской» автостанции в Киеве.
Прибыл на место встречи. Заглянул вовнутрь, старшего группы нет… Смотрю — стоит какой-то парень в камуфляже, думаю — точно «наш», смотрит на меня, я на него… Игнорирую, иду на улицу и звоню старшему группы — уже опытному проводнику. Тот отвечает, что задерживается минут на пятнадцать. Захожу обратно в здание станции, думаю — надо брать инициативу в свои руки, подхожу к человеку в камуфляже… Осторожно завожу разговор и знакомлюсь… Это, действительно, оказался третий человек из нашей группы.
Сидим, беседуем… Подходит ведущий:
— Дорога в небо?
— Ага!
— За мной!
Хватаем вещи, идем за Старшим к кассе, берем билеты. Впереди — три часа ожидания автобуса. Сидя на остановке, лишь изредка переговаривались, ограничиваясь короткими фразами. Вокруг нас была какая-то небольшая напряженность. Оно и понятно, люди то незнакомые… Да и предстоящее событие не совсем обычное… Далее дорога до приграничья зоны отчуждения… В маршрутке какой-то пьяный «олень» (зашел где-то по дороге) беспардонно сядет ведущему, который сидел на самом переднем сиденье возле двери, на руки — типа там никто и не сидит. Старшой, естественно, его оттолкнул, мол: «Ты чё, обурел!?» Доедем до пункта назначения и окажется, что у нас билеты до другого села, водитель повозмущается и уедет, а мы, привалившись в укромном месте, начнем собираться…
Перед тем, как начать свой рассказ о Зоне, небольшое лирическое отступление…
Зона… После того, как побывал там хоть раз, она тянет как магнит. Это уникальное место. Каждый видит эту уникальность по-своему. Кто-то — как кусочек прошлого, уже несуществующего Советского Союза, кто-то — как место страшной экологической аварии, кто-то — как мистическую территорию… А кому-то просто интересно посмотреть — как оно на самом деле…
Там все как-то по-другому. Свобода от всего, от внешнего мира, от проблем и тягот той, другой жизни, жизни, которая осталась на 5 суток по Ту сторону периметра… Тогда я еще не знал, что для меня будут эти 5 суток, но с тех пор как ведущий сказал: «Вот вы и нарушили закон…», я, показалось, почувствовал ее дуновение. Не знал, сколько мне придется выдержать боли и мучений, не знал, на сколько устанут мои ноги, не знал что испытаю, что такое по настоящему жажда, не знал на сколько трудно идти километры по чернобыльским полям и лесам, как тяжело будет со стертыми в кровь ногами нарезать круги возле Ч-2, и как будут даваться последние километры пути по асфальту до Припяти… И когда, казалось бы, вот оно убежище, квартира, расслабился, распаковал вещи и перед сном не сложил обратно, что б если что, то быть наготове, и как говорится «если есть самая малая вероятность того, что случится западло, то оно обязательно случится»… Утром проснусь от того, что в нашу квартиру беспардонно выбивают дверь ногой. И опять придется бежать, ставить рекорд и собирать вещи в рюкзак менее чем за минуту, всовывать опухшие и стертые ноги шипя и скрепя зубами в ботинки, не знал что на обратном пути, когда до колючки еще так далеко, а кажется, что еще шаг и упаду, больше не встану… Тут запал иссякнет, и надо вновь искать последние силы, чтобы убегать и нарезать лишние километры вокруг, так обидно, обессилено упасть на привал, и захочется заорать — » Слышишь, я тебе назло выберусь, чтобы ты мне больше не подкинула, слышишь!» И первая проведенная ночь в Зоне — «самая длинная ночь», проведенная в лесу на берегу реки, когда не смогу заснуть пол ночи от того, что рядом постоянно кто-то чавкает, жует, шуршит, ломает ветки. От того что в нескольких десятках метров от нас кабаны начнут резвиться и купаться в реке под ярким, как прожектор светом луны. И когда кажется, что больше нет сил и хочется закричать, забиться в угол — где-то в полукилометре от нас заскулил, скорее всего, волчонок, и тут же страшный, дикий первобытный вой волчьей стаи, а потом еще одной за рекой, и еще одной далеко, где-то на севере. Внутри все просто похолодело…
Все это оставило сильнейший отпечаток у меня внутри, и я понял, что прикипел к этим местам, несмотря на все испытания и трудности, которые, казалось бы, должны отбить всякую охоту лазить туда.
Зона осталась у меня в душе…
А может, и нет ничего такого, и все это мне приснилось? Или я просто недостаточно хорошо подготовился к походу? … Или… Все-таки?…
Часть 2
Собравшись и проверив все свое снаряжение, мы выдвинулись по направлению к колючему ограждению…
Идем. Хорошо, ни холодно, ни жарко, легкая облачность. А вот над зоной тучи, что придавало атмосферности… В прочем, за весь поход, так дождя и не будет. Первый минутный привал, по моей просьбе — перематываю пластырем мизинец, который вроде начал тереть, от греха подальше.
Детально описывать где и как прошли не буду, сами понимаете… В общем, пройдя колючку и сделали небольшой привал за ближайшими деревьями чтобы отдохнуть. Тут-то Старший и сказал: «Ну, вот вы и нарушили закон…»
Пройдя еще немного, выруливаем на одну из сталкерских троп и ходу… Так и идем, стали попадаться первые следы животных, разные, мелкие и побольше, копытные и следы лап… Идешь и так хорошо, тишина, хочется расслабиться, с непривычки куда-то «улетаю» и все время себя одергиваю — нельзя расслабляться, ухо востро, не забывать крутить головой. Так и дошли до какой-то асфальтовой дороги , перед ней не то что бы канал, так грязная лужа. Старший, идущий первым, предупреждает что б не вступили, мол все видят — все.
По одному переступаем, немного мешают кусты растущие вокруг. Ведущий — раз, переступил, я иду второй, шаг — переступил, сзади слышу — хлюп, бл…ь, чвяк, чвяк, чвяк… Перебегаем дорогу… Делаем привал в рядом растущих деревьях, смотрю на напарника, буга-га, твою мать, по щиколотку одной ногой в болотной грязи… Делаем незапланированный получасовой привал и пока парень переводит пол рулона туалетной бумаги, пытаясь вычистить обувь (а так как он был в кедах, дык грязь была везде и снаружи и внутри), ведем неспешную беседу — то о средствах маскировки, то о средствах переправы через реку, проскакивают первые шуточки про Санитара (много их еще будет…). Так не заметно пролетает мин. 30-40, ходок вычистил обувь до блеска. Как умудрился? Всего-то с помощью половины рулона туалетной бумаги… Наш товарищ довольный, а рядом куча перепачканной бумаги размером с муравейник… Подъём!
Впереди поле и канал уходящий далеко на северо-запад, проходим западнее метров сто и находим место, где перейти. Переходим с шуточками в адрес нашего напарника, чтоб не вздумал снова нырять, тут уже придется всему сушиться. Дальше по полю снова на «невидимую» тропку. Кратковременные, но густые заросли… Продираемся, обходим чуть западнее и снова «по дорожке» . Ходу… Достаточно удобный участок пути аж до самого реки, только «удобно» по меркам самоходов, а на самом деле трудновато идти. Природа, красота… Не жарко, с самого начала пути и до реки, израсходовал чуть менее литра воды.
Через какое-то время чувствуется сырость и своеобразный запах… Наверняка где-то рядом. Ведущий говорит, что уже близко, мы сворачиваем на, эээ, грунтовкой это назвать язык не повернется, просто в траве накатанная колея от когда-то проезжавшей здесь машины. Местность сильнее насыщена влагой, под ногами немного хлюпает, высокая трава мешает идти, не видно, что под ногами, ямы, рытвины, то и дело спотыкаешься. И вот, вроде бы вижу, где должна быть река, но не вижу воды… На этом берегу такие заросли, выше меня ростом! Протаптывая тропу, прорываемся к воде…
Красотища! Ну, очень мне понравилась эта река и местность вокруг нее… Добрались мы, когда солнце клонилось к закату, вид просто непередаваемый, это надо видеть. Река в том месте имела брод. Только ближе к противоположному берегу, несколько метров пришлось брать вплавь. Переправились, высохли, я начал заклеивать ноги, так как к тому времени, я их уже начал серьезно натирать. Пока собирались, слышу — Старший что-то сказал, и пошел восточней (он как самый опытный, собрался самый первый). Пока туда-сюда, смотрим — его нет, где — неизвестно… Но нашелся быстро, пока я там телился, он в лесу, что недалеко от реки, фильтрует воду. Закат… Красота этих мест очень врезалась в мою память…
Остаемся здесь на ночевку, садимся ужинать… Каши кашами, но… достаю бутылку, сало и черный хлеб, в общем все как положено — 100 грамм «фронтовых» на рыло для аппетита и крепкого сна. Сидим, жуем, болтаем… Голодный весь день, немного ударило в голову, хорошо… В который раз задумываюсь, какой же здесь красивый дикий закат… На десерт — заначенная банка Рогачевской сгущенки, ммм… Уже стемнело и надо дофильтровать израсходованную бутылку воды. Беру пустую болсанку и в темноте, аккуратно, спускаюсь по бревну к воде. То, что я увидел просто завораживало — ночь, черная гладь воды, над ней стелется густой туман, вокруг дикая природа, черный лес нависает над водой, а все это освещает мощная как прожектор луна. Кто-то далеко плескается в воде, а рядом поквакивает маленькая лягушка, которая сидела рядом со мной на бревне и ни фига меня не боялась. Так и сидели, пялились друг на друга пока я набирал воду. Потом встал, и она прыгнула в воду, а я пошел к нашему «лагерю». Закончив все дела и убрав за собой, мы отошли немного в лес, подальше от воды. Побродили минут пять в темноте , нашли удобное место для ночевки. Спальником не пользуюсь, поэтому одел на себя теплую пуховую подстежку от зимней куртки, на верх снова разгрузку, расстелил пончо, улегся на один край и укрылся другим. Ночью, думаю было градусов 10-12, дискомфорта особого не испытывал, разве что под утро немного таки замерз. Ночка получилась та еще… Легли мы где-то часов в 22.00 — 22.30. Сразу как-то заснул, наверное, сказалась усталость. Проснулся не известно от чего, где-то в час ночи, и больше толком не заснул…
Я так ее и прозвал — «самая длинная ночь». Ночевал в лесу неоднократно, и везде были какие-то шорохи, скрипы, шуршания и т.д. и т.п. Но то, что было в зоне на берегу реки… Это было что-то… Всю ночь светила луна, было такое ощущение, что рядом стоит машина и светит фарами. Вверху над головой завораживающе качаются вершины деревьев. Рядом, казалось буквально у самой головы, кто-то всю ночь шуршал травой и что-то грыз, плямкал и чавкал (ежик, заяц, не знаю, что-то не большое). Совершенно потерял счет времени, каждая минута тянулась как вечность. На часах, не смотря на луну, невозможно было что-то разглядеть, свет не попадал прямо на меня. Через какое-то время, кажется совсем рядом, ночью звуки хорошо слышны, в реку начали с разбега вбегать кабаны. Хрюкая и повизгивая они резвились в воде, потом снова выбегали на сушу и было слышно как шелестит трава, потом с разбегу снова в воду…
Сколько так продолжалось сказать не могу, меня все «подмывало» прокрасться к берегу и посмотреть на это «демоническое представление» в свете луны, но так и не осмелился, лишь фантазия рисовала картины в голове, порой дьявольски страшные, порой смешные… Все это время, какая-то «мелочь» продолжала чем-то шуршать и что-то хавать в траве неподалеку от нас. Вскоре, что-то крупное стало шататься возле нас, то и дело ломались ветки под копытами (?) и падали сучья на землю. Пару раз хлопал руками, что бы отогнать (может лось, а может крупный кабан?), вроде отходил, но через какое-то время снова приближался на близкое расстояние. Еще кто-то или что-то (Санитар!?) на севере, в каком-то водоеме, я не знаю, озеро, может, какое или канал, несколько раз прыгало в воду. Было слышно, как при разгоне ломаются ветки, потом шорох и такой гулкий плюх, как будто бегемот упал в воду, и так несколько раз… Я вспомнил, как в детстве прыгал с друзьями с обрыва в речку, было что-то похожее. Но я представить не мог, что за животное будет так развлекаться. Может бобры какие-нибудь… Фантазия рисовала лося разгонявшегося по лесу и с поднятыми ногами прыгавшего в воду… Так и лежал, с кабанами, лосем, и каким -то мелким грызуном по соседству, а на лице улыбка шизофреника… Уснуть все не получалось…
Апогеем всей это ночной вакханалии, где-то часа в четыре утра, стал сначала скулеж не то щенка, не то волчонка, а после… То, что творилось у меня внутри не передать словами, это надо было лежать со мной рядом, сказать что душа ушла в пятки, это не сказать ничего. Я сначала подумал, что это что-то гудит. Много раз слышал по телеку и в детстве, в селе у бабушки с дедушкой, как где-то далеко в лесу воют волки… Но то что я услышал… По прикидкам не далеко, думаю в полукилометре, уж очень громко и близко было слышно… Дык вот, это был не вой, а какой-то рев, рев вожака, за которым начала выть вся остальная стая, внутри все просто перевернулось. Обращаюсь к тем, кто решил идти на волков с лопатой, ножами и прочей фигнёй: «Обломайтесь!» Я вроде особой трусости никогда за собой не замечал, но когда услышал это, первая мысль зарезаться, блин, самому этим ножом, лишь бы не слышать всего этого. После того, как завыла первая стая, ее поддержала такая же, но где-то за рекой, а потом и третья, но уже далеко на северо-востоке…
Была мысль разбудить ведущего, но пока не было конкретной опасности, не будил. Что я ему скажу: «Я боюсь?» Вспомнился старый мультик про котенка «Гав» — «Давай бояться вместе». Подумал, что он меня пошлет, так и уснул с идиотской улыбкой на лице. Проспал где-то час, уже перед рассветом. Зазвенел будильник, прошло еще полчаса — подождали, пока совсем развиднеется… Новый день, новые приключения…
Интересно, что всю эту ночь оба моих напарника спали как младенцы, храпели на весь лес. Ладно, думаю Старшой, он привыкший, но другой парень тоже спал без задних ног, только часто ворочался, как позже выяснилось от того, что замерз. Такая вот петрушка… Нервишки ни к черту…