Галина Бурлуцкая: «Мир Зоны оказался для меня близок и понятен»
Это фильм, который просто и лаконично называется S.T.A.L.K.E.R., без подзаголовков. И это правильно — в отличие от фанатских фильмов, где обыгрываются свои собственные истории из жизни сталкеров, сценарий S.T.A.L.K.E.R. режиссёра Галины Бурлуцкой связан с игрой «Тень Чернобыля», и рассказывает о наших хороших знакомых: легендарном Стрелке и его друзьях Призраке и Клыке. GSC-Fan.Com вышел на связь с создателем фильма, результатом чего стало интервью, которое вы можете прочитать в полной версии статьи.
Игровая серия S.T.A.L.K.E.R. спровоцировала рождение и бурное развитие
целой сталкерской субкультуры. Кроме гигантского количества фан-арта,
фанфиков по миру игры, фанатской музыки и страйкбольно-ролевых игр, это
любительские фильмы. Перечислять их нет особого смысла — их
многочисленность свидетельствует о том, что S.T.A.L.K.E.R. одинаково
популярен как у отечественных киноэнтузиастов, так и у их заокеанских
коллег (парагвайский фильм «Шёпот Монолита» — тому подтверждение).
Однако есть одна кинокартина, которую стоит отметить отдельно, потому
как назвать её любительской просто нельзя. Это фильм, который просто и
лаконично называется S.T.A.L.K.E.R., без подзаголовков. И это правильно —
в отличие от фанатских фильмов, где обыгрываются свои собственные
истории из жизни сталкеров, сценарий S.T.A.L.K.E.R. режиссёра Галины
Бурлуцкой связан с игрой «Тень Чернобыля», и рассказывает о наших
хороших знакомых: легендарном Стрелке и его друзьях Призраке и Клыке.
GSC-Fan.Com вышел на связь с создателем фильма, результатом чего стало
интервью, которое вы можете прочитать в полной версии статьи.
GSC-Fan.Com:
Галина, доброго Вам дня! Благодарим Вас за то, что не отказали нам в
общении. Для начала — расскажите немного о себе. Как и когда у Вас
появился интерес к режиссерской профессии?
Галина Бурлуцкая:
Лет в восемь. Во дворе нашего дома делала постановки сказок. Многие мои
«актёры» были в два раза старше меня. А на премьеру во двор выходили
бабушки и мамочки с табуретами… Аншлаг за аншлагом! Ну, как тут не
поверишь в собственные силы? Поверила и поступила на режиссуру.
GSC-Fan.Com:
Есть ли у Вас какие-нибудь фильмы, на которые бы Вы хотели равняться?
Каких режиссеров Вы могли бы назвать своими учителями, повлиявшими на
Ваше творчество, вдохновившими Ваши работы?
Галина Бурлуцкая:
Да, есть такие фильмы. В основном исторические, такие как «Андрей
Рублёв» Андрея Тарковского, «Храброе сердце» Мэла Гибсона, хотя и Гая
Риччи с Такеши Китано с удовольствием смотрю… Да их немало! А учителя…
ну, прежде всего, это мои мастера по кинорежиссуре.
GSC-Fan.Com:
Вы всеми своими фильмами довольны? Часто ли, по завершению съёмок над
очередной лентой, Вы задумываетесь над тем, что необходимо было что-то
делать иначе?
Галина Бурлуцкая: Бывает такое. Смотришь
потом на отснятые материалы: «Эх, здесь бы по-другому снять. А здесь
панорамы с вертолёта не хватает — бюджет не позволил…» Но, в общем и
целом, большого внутреннего конфликта не возникает.
GSC-Fan.Com: Занимаясь кино, Вы ставите ли перед собой какую-то масштабную творческую задачу?
Галина Бурлуцкая:
Обязательно! В режиссуре есть такое понятие «сверхзадача». Приступая к
работе над проектом, режиссёр обязательно её ставит перед собой. Она
отвечает на вопрос: «ради чего?». Ради чего ты снимаешь этот фильм? Что
должно остаться в умах и душах зрителей, посмотревших твоё кино? И если
«сверхзадача» фильма выполнена, зритель переживает катарсис (очищение
души), и фильм становится для него не просто очередной развлекалочкой, а
оставляет в душе след, даёт ответы на внутренние вопросы…
GSC-Fan.Com: Вы себя можете назвать перфекционистом в жизни и в киношной деятельности?
Галина Бурлуцкая: Да.
GSC-Fan.Com:
С выходом «Аватара» Джеймса Кэмерона в большой кинематограф пришла эра
3D-кино. Вас чем-нибудь привлекают 3D-технологии? Укореняться ли они в
кино?
Галина Бурлуцкая: Это, безусловно, новая эра в
кино, открывающая новые возможности «погружения» зрителя в атмосферу. А
уж дальше всё просто — талантливый фильм или бездарный. Если фильм
талантливый, смотри его хоть на домашнем компьютере — зацепит. А
бездарный хоть в 7D снимай — начнёшь елозить уставшей от сидения пятой
точкой по навороченному 7D-шному креслу.
GSC-Fan.Com: В
марте прошлого года в Интернете появился трейлер Вашего
короткометражного фильма S.T.A.L.K.E.R., заинтересовавший поклонников
игры. Очень интересно, как возникло Ваше знакомство с этим легендарным
шутером? Вы вообще часто посвящаете время компьютерным играм?
Галина Бурлуцкая: Вообще-то мы снимали не короткометражный фильм, а «пилот» к S.T.A.L.K.E.R.
Знакомство возникло неожиданно. Я никогда в игру не играла.
Естественно, читала Стругацких, смотрела «Сталкера» Тарковского и
кое-что слышала об этой игре. И вдруг мне предлагают снять «пилот» к
фильму по S.T.A.L.K.E.R. Вначале я не отнеслась к этому серьёзно. А на
следующий день на дне рождения у знакомого олигарха (владельца заводов,
шахт, пароходов) на вопрос о новых проектах сказала: «Есть такая игра
S.T.A.L.K.E.R., может быть слышали? Предлагают снять «пилот». И услышала
неожиданный ответ: «S.T.A.L.K.E.R.! Ну, конечно! Я прошёл все игры! Это
отличный проект!» Впечатлило: что это за игра, в которую играют даже
очень занятые крупные бизнесмены… Дальше — больше. Я оценила количество
фанатов S.T.A.L.K.E.R. и… закопалась по уши в материал и игру. Главное,
что попыталась понять — почему геймерам так нравится в Зоне? Чем она их
притягивает и почему не отпускает? В голову пришло несколько ответов, и
на их базе написала сценарий «пилота».
GSC-Fan.Com:
Вам удаётся найти время для чтения? Чему отдаёте предпочтение? Может
быть, что-то и из книжной серии S.T.A.L.K.E.R. почитываете? Если да — то
что Вам понравилось?
Галина Бурлуцкая: Читала всегда с
детства невероятно много: к одиннадцатому классу перечитала практически
всю русскую и зарубежную классику. Сейчас на это маловато времени, но с
удовольствием слежу за новинками в области фантастики, нравятся
стимпанковые и постапакалиптические миры… Из серии S.T.A.L.K.E.R. не
читаю: сценарий лучше писать, исходя только из своего восприятия мира
Зоны. Хотя нет! Прочла штук семь рассказов. Понравился смешной рассказик
о том, как немецкие гринписовцы пришли в Зону, чтобы занести кровососов
в «Красную Книгу» и взять под контроль их популяцию (речь идёт о
рассказе Валерия Гундорова «Красная книга. Гомо Вампирус», который вошёл
в литературный сборник «Чистое Небо» — прим.ред.).
GSC-Fan.Com:
Если посмотреть на опыт экранизаций видеоигр, то картина происходящего,
прямо скажем, не впечатляет. Навскидку вспоминается только «Смертельная
битва» Пола Андерсона и его же «Обитель зла», которую можно назвать
хорошей киноадаптацией с некоторой натяжкой — особенно когда сейчас
киносериал по Resident Evil ушёл далеко в сторону от первоисточника.
Почему, как Вам кажется, у всех, кто берётся режиссировать кино по
мотивам компьютерных игр, не удаётся сделать это должным образом? Здесь
наложено какое-то проклятие, или дело в каких-то элементарных вещах?
Галина Бурлуцкая: Ну, что касается конкретно Уве Болла — возможно, на нём и есть какое-то игровое проклятие… Ему б попробовать себя в мелодрамах
А экранизация игр в целом… Может быть, режиссёру нужно НЕ быть
геймером? Тогда он в состоянии видеть материал объективно, целиком,
изучая его, как мир и как потенциальный сценарий фильма? И тогда ты не
пытаешься объять необъятное, а вычленяешь самое необходимое, основную
концепцию и основную драматургическую линию… Ведь когда интересен фильм?
Когда есть захватывающая история, умело и красочно рассказанная
режиссёром. А в фильмах по играм история, как правило, банальная, образы
и характеры шаблонные. А там кто знает…
GSC-Fan.Com:
Кстати, как Вы считаете — у вселенной S.T.A.L.K.E.R. есть возможности и
потенциалы в кинематографе, чтобы занять видное место среди таких икон
фантастических боевиков, как «Терминатор», «Хищник», «Матрица» и т.д.?
Галина Бурлуцкая: Думаю, что да.
GSC-Fan.Com:
В GSC сейчас работают над полнометражным фильмом S.T.A.L.K.E.R., тесно
связанным с игровым циклом (интервью проводилось до того момента, как
появились слухи о предполагаемом закрытии GSC Game World — прим.ред.). О
нём сейчас предпочитают сейчас не распространяться, но мы позволим себе
пофантазировать — каким Вам видится полный метр в плане стилистики,
визуализации, актёрского состава, подаче атмосферы? Под силу ли такой
кинокартине заинтересовать и наших фанов, и зарубежных, с игрой совсем
не знакомых?
Галина Бурлуцкая: В S.T.A.L.K.E.R.,
например, как и в «Матрице», помимо экшена, возможно прописать глубинный
смысл и психологию сталкеров. А ведь она понятна и доступна практически
всем экстремалам мира, и просто ребятам, которым душно в размеренном
обывательском болотце, диктующем свои убогие ценности… Несмотря на то,
что я женщина, я считаюсь экстремальным режиссёром: люблю снимать экшен.
Да и сама занимаюсь боевыми искусствами, владею мечом, неплохо стреляю
(участвую в соревнованиях спецназа по скоростной стрельбе), пилотирую
самолёт, прыгаю с парашютом, катаюсь на сёрфе, кайте и т.д. И,
погрузившись в мир Зоны, я поняла, насколько он мне близок. Когда я
прочла сценарий Денису Семенихину (а он живёт в Лос-Анджелесе, крутой
сёрфер, любящий исключительно океанскую волну, поднимавшийся на
Эверест), он сказал: «Чёрт возьми! Круто! Да это же о таких, как я!» Так
что фильм, я думаю, будет близок и понятен многим.
GSC-Fan.Com:
Свой фильм S.T.A.L.K.E.R. Вы снимали по своему собственному сценарию,
который перекликается с сюжетом игры «Тень Чернобыля». В подавляющем
большинстве случаев энтузиасты придумывают свои собственные истории в
антураже сеттинга. А что повлияло на Ваше решение не сочинять с нуля
что-то новое, а рассказать о приключениях Стрелка и его группы до
событий первой части S.T.A.L.K.E.R.?
Галина Бурлуцкая:
Зачем? Мир S.T.A.L.K.E.R. достаточно интересен уже сам по себе. И, как я
говорила ранее, важно объективно его увидеть, как материал для
сценария. Возможно, в этом кроется ещё одна загвоздка с хорошими
фильмами по играм — не нужно ничего придумывать, нужно окунуться в уже
созданный мир и написать об этом историю. Я вначале даже хотела
полностью воспроизвести сцену с перевернувшейся труповозкой — как
респект всем геймерам. Но трюк оказался слишком дорогим для «пилота».
GSC-Fan.Com: В каких местах проходили съёмки? Не возникало проблем с поиском подходящего антуража, местности?
Галина Бурлуцкая:
Снимали в Москве и Подмосковье. Второй Чернобыльский взрыв снимали в
военных катакомбах под Ростовом-на-Дону. Сложности возникали, но
старались их решать. Особенно досаждали разноцветные граффити, которыми
обильно разрисованы заброшенные объекты. Приходилось затирать или
замазывать. Насмешили наши ребята, которые, замазав очередное граффити,
сверху написали: «Долг рулит!» — зачеркнули «Долг», над ним надписали
«Свобода» — зачеркнули «рулит», надписали «лохи». Поигрались, а потом и
это пришлось затирать.
GSC-Fan.Com: С какими трудностями Вы столкнулись? Стал ли для Вас S.T.A.L.K.E.R. ещё сложнее, чем другие Ваши съёмки в карьере?
Галина Бурлуцкая: Да, собственно, основной трудностью было холодное время года.
Фильмы о Великой Отечественной Войне снимать было сложнее.
GSC-Fan.Com:
Каково Вам было работать с Денисом Семенихиным, Владимиром Епифанцевым,
Фёдором Старых и Виктором Елизаровым? Всё получалось само собой, или к
этому приходилось прилагать усилия?
Галина Бурлуцкая:
Съёмочная группа и актёрский состав меня порадовали! Работали отлично,
слаженно, с удовольствием. От съёмочного периода остались только самые
прекрасные воспоминания!
GSC-Fan.Com: Денис Семенихин исполняет роль Стрелка, культового персонажа игры. Что скажете о его герое, с кем сравниваете?
Галина Бурлуцкая:
Если говорить о кино, Стрелок — это главный герой фильма и,
соответственно, обладает всеми качествами героя: достоинство, сила, ум,
бесстрашие, честность, благородство, хорошая физическая форма, сноровка.
И при этом самое главное качество — чутьё сталкера и невероятная
интуиция. Он умеет построить хороший план действий, продумать тактику и
стратегию, но лишь уникальная интуиция делает его невероятно удачливым.
Он такой, каких Зона любит. Кроме того, я так думаю, это герой в лучших
традициях Стругацких: думающий, умеющий проникать в суть вещей и
явлений, тот, кого заботит не только прожитый день или добытый хабар, а
всё, что происходит вокруг, и к чему всё это ведёт. Он пытается понять
сверхназначение Зоны, её миссию на нашей Земле.
GSC-Fan.Com: Многих очень воодушевило присутствие актёра Владимира Епифанцева в Вашем фильме. Как Вам удалось привлечь его к съёмкам?
Галина Бурлуцкая:
Я увидела Володю на отснятых пробах к Generation «П» и поняла, что
именно на него буду писать роль главаря бандитов. Написала. Показала
Володе, ему очень понравилось. И начали снимать. Всё как всегда. Актёры
ценят интересные роли, которые могут открыть новые грани их творчества.
GSC-Fan.Com: Было ли что-то в фильме, что Вы не смогли по разным причинам оставить, или просто не смогли снять?
Галина Бурлуцкая:
Да много чего… Например, в момент взрыва сносит шахматы, которые летят
перед лицом главаря бандитов (компьютерная графика), и туда же падает
оторванная рука. Трэш не сняли
GSC-Fan.Com: Вы что-то узнали новое для себя в процессе работы над этим фильмом? Что-то, чего не знали прежде?
Галина Бурлуцкая: Да вроде бы всё было знаемо
GSC-Fan.Com: Ваш S.T.A.L.K.E.R. уже где-нибудь демонстрировался публично? Какой была реакция зрителей?
Галина Бурлуцкая:
Нет, пока не демонстрировался. Но предполагаем показ. Обязательно
пригласим вас, фанатов S.T.A.L.K.E.R. и всех читателей вашего портала!
GSC-Fan.Com: Бытует мнение, что Зона из сеттинга S.T.A.L.K.E.R. — не место для женщин. Ваш контраргумент?
Галина Бурлуцкая: Однозначно! Мне очень нравилось, что в Зоне нет женщин. Зона сама — Женщина!
GSC-Fan.Com:
Галина, большое Вам спасибо за выделенное для беседы время! У Вас есть
пожелания для поклонников S.T.A.L.K.E.R. и читателей нашего портала?
Галина Бурлуцкая:
Я очень рада, что волею случая соприкоснулась с миром Зоны. Он оказался
для меня близок и понятен. И все, кто играют в S.T.A.L.K.E.R., все, для
кого Зона — дом родной — это люди, в которых есть искорка авантюризма и
безрассудства, дух приключений в мире сильных мужчин. Обывательское
болото не для них! Вот отрывок из моего сценария:
«…Жить на
Большой Земле ты уже не сможешь — со всеми их соплями, законами,
политикой: работать в офисе, производить впечатление, строить отношения,
быть респектабельным. Да тебя вывернет от всей этой нормальной
человеческой жизни. Остаётся Зона — дом родной, где всё на грани…»
Я желаю всем геймерам интересной новой игры, новых приключений и ярких
впечатлений в Зоне. А создателям полнометражного S.T.A.L.K.E.R. — удачи и
успеха! Зона в помощь!
В заключение нашего интервью мы предлагаем нашим читателям ознакомиться
с полной версией отрывка сценария фильма S.T.A.L.K.E.R. Галины
Бурлуцкой. Здесь представлен разговор главаря бандитов со Стрелком,
некоторые моменты из которого показаны в трейлере.
Голос Стрелка за кадром:
Музыка Зоны… Чтобы стать сталкером, нужно услышать эту музыку. Сначала
она пугает, потом завораживает, а потом… потом ты двигаешься в ритме…
входишь в резонанс с Зоной и начинаешь чувствовать Её дыхание, стук Её
сердца. И тогда ты словно становишься частью самой Зоны… Любой сталкер
знает: Зона может принять или уничтожить, провести сквозь аномалии или
перекрыть все пути. А потому Её нужно просто чувствовать и любить.
Сталкер всегда любит Зону. Любит и принимает Её такой, какая Она есть и
тогда, возможно, Она ответит взаимностью. Остальные в Зоне обречены…
Главарь: И чего с хозяевами не здороваемся? Нехорошо-о-о-о…
Стрелок: Я к тебе в гости не набивался.
Главарь:
Тоже верно. Я тебя сам пригласил. Гляжу: ишь какой прыткий малый –
через «Янтарь» прошёл, в тайные лаборатории спустился, документы вынес…
да и имя гремит на всю Зону — Стрелок из легендарной четвёрки — ну, как
такого в гости не позвать, а?
Стрелок: Может, и чайком напоишь?
Главарь: Может и напою… только чаёк в Зоне больно дорогой.
Стрелок: Так для дорогого гостя.
Главарь: Всё, что в госте было дорого — вот оно, передо мной. А сам ты теперь дешёвка, и жизнь твоя чашки чая не стоит.
Стрелок: Неужели такая дешёвка, что ты даже на пулю для меня не потратился?
Главарь: Ха… Сообразительный. Продолжай.
Стрелок: Документы ценные и получить за них можно хорошую сумму… если только знать, кому правильно продать. А ты не знаешь.
Главарь: Так-так… А ты знаешь. Только заказчика или самого покупателя?
Стрелок: И того, и другого.
Главарь: И кто покупатель?
Стрелок: Я. Я дам тебе за них самую лучшую цену.
Главарь: Ишь ты! Ты хочешь у меня купить свои документы?
Стрелок: Да.
Главарь: Трогательно. Только я тебе их не продам.
Стрелок: Зачем они тебе?
Главарь: А зачем они тебе? Ведь ты вынес их из лаборатории Х-16, они открывают проход в центр Зоны.
Стрелок: Ого. Неплохо для разбойника с большой дороги. Значит, хочешь разыграть партию по-взрослому и выжать из товара всё, что можно…
Главарь: А если я их вообще продавать не хочу? А если я хочу сам пройти в центр Зоны?
Стрелок: Ты?! Ты в центр Зоны? Нужно быть сумасшедшим, чтобы туда сунуться!
Главарь:
А я произвожу впечатление нормального? Да и разве есть такие, кто не
хочет в центр Зоны? К Монолиту! Исполнение самого сокровенного
желания!!! А?!
Стрелок: Ты в это веришь?
Главарь:
Все в Зоне в это верят. И ты в это веришь. И ты ищешь туда пути, потому
что у тебя нет другого смысла твоего бессмысленного существования,
сталкер. Жить на Большой Земле ты уже не сможешь — со всеми их соплями,
законами, политикой (кривляясь): работать в офисе, производить
впечатление, строить отношения, быть респектабельным. Да тебя вывернет
от всей этой нормальной человеческой жизни. Остаётся Зона — дом родной,
где всё на грани. Ну, протянешь ты здесь ещё пару лет, а потом подохнешь
от пули, или сгниёшь вонючим зомби. А значит остаётся только один путь –
к Монолиту.
Стрелок: А что, Монолит — панацея? Ну,
доберёшься ты до него, ну исполнит он твоё желание, ну будет у тебя
столько денег, что ты сможешь купить весь земной шар… и что дальше? Где
же твой тот самый смысл?
Главарь: А почему ты решил, что моё желание — деньги?
Стрелок: А чего может желать бандит? Ты ведь даже не сталкер, ты обычный стервятник.
Главарь: Да, стервятник — каждому своё. Это уж к чему больше душа
лежит. Вот только мне ты доверяешь больше, чем любому с Большой Земли,
потому что мы проверены Зоной. Мы ей не только облучены, мы просвечены,
как рентгеном насквозь! Мы ей отравлены навсегда. Они боятся нас, они
боятся Зоны. Они хотели бы уничтожить Зону, стереть её с лица своей
Большой Земли. И они не понимают, что только здесь есть смысл –
настоящий смысл существования! У них на Большой земле Бог умер! Им не во
что верить, у них больше нет чуда. У них чудес не бывает! Они
придумывают себе смыслы, но эти смыслы пусты, как пусты их церкви,
лишённые Бога. А здесь в Зоне есть ЧУДО! Настоящее, живое! И вся их
дерьмовая политика — ничтожество, прах перед реальным и необъяснимым
чудом. Потому что чудо — и есть Бог! И все мы прём в центр Зоны. Нам
выжигает мозги, мы получаем пули, подыхаем в аномалиях, но упрямо лезем
вперёд. Потому что это — единственное, ради чего стоит умереть.